- История символа – античность и язычество
- Христианство – от первородного греха до модного атрибута
- Искусство, дизайн, промышленность – череп в XIX-XXI ст.
- Кому нужны украшения с черепом и как они влияют на хозяина?
Современная мода предлагает потребителям тысячи изделий с самым разным дизайном, как абсолютно нейтральных, так и довольно заметных, которые непременно привлекут внимание тех, кто Вас окружает. Среди последних – перстень и браслет с черепами из коллекции украинского бренда «Янтарь Полесья». Чем же являются такие вещицы – эпатажем на грани фола или могущественным оберегом? Какими они бывают и почему столь популярны? Ответы на эти вопросы – в нашей статье.
Кольцо из рога оленя и янтаря «Череп»
История символа – античность и язычество
Человеческие останки всегда удостаивались особого почитания, интереса и толики страха. Уже в эру раннего палеолита наши предки имели специальные территории для захоронений. Так, одна из древнейших известных археологам могил, найденная в пещере на побережье Кении (Африка), датирована 78 тысячелетием до нашей эры, причём покойник был бережно завёрнут в некое подобие савана, а под затылок ему подложили подушку. На том этапе развития цивилизации (в науке его называют «первобытным стадом») подобное поведение было одной из немногих черт, которая отличала вид Homo от прочих животных.
Впоследствии традиция хранить и украшать мощи лишь усилилась, и трепетнее всего относились к головам мертвецов – вместилищу сознания. С бронзового века (3 300-600 лет до н. э.) их обрабатывали травяными отварами и дубильными веществами, полировали, декорировали резьбой либо инкрустацией, оправляли в древесину, камень, благородные металлы. Такие артефакты встречаются по всей Земле – от Австралии до Арктики. Однако они были не просто эстетичным объектом – благодаря устойчивости костных тканей к тлению эти произведения применялись и для религиозных целей, воплощая силу рода, жизненную энергию, удачливость, таланты или крепкое здоровье. Отсюда же берёт начало обычай собирать и использовать как чаши черепа поверженных врагов: согласно старинным верованиям, они приносили своему обладателю победы и оберегали от нападений. Скальпы, насаженные на колья или заборы, отпугивали злых духов и недуги, закопанные в поле – даровали богатый урожай и предупреждали засуху, а зарытые под фундаментом дома или береговыми опорами моста – способствовали их долговечности и прочности.
Двойственность интерпретации наблюдалась и в более поздние периоды. Иштар (Инанну, Астарту – главную богиню в шумеро-аккадской мифологии) рисовали стоящей на груде черепов, намекая на то, что она покровительствует одновременно войне и плотской любви, деторождению и потустороннему миру. Освежёванная голова со струящейся из глазниц кровью – принадлежность яростной разрушительницы Кали (Дурги), которая также считалась материнской фигурой в индуистском пантеоне. Египетская Исида ниспосылала плодородие и заботилась о мёртвых, из-за чего на храмовых фресках под её ступнями танцуют миниатюрные скелеты. Греки чтили Афину Палладу – владычицу знаний и закона, которая родилась из расколовшегося от мигрени лба Зевса, а её собственной эгидой (накладкой на боевой щит) стала башка хтонического чудовища Медузы Горгоны со змеями вместо волос.
Черепа – важная деталь мифологии и у скандинавов. У викингов в подобном обличье – без плоти, но с бородой и в рогатом шлеме – изображали прародителей, которые дают полезные советы потомкам. Скорее всего, подоплека предания – в саге об исполине Мимире, чья отрубленная, но продолжавшая жить и разговаривать голова охраняла источник мудрости. Кроме того, эта часть тела играла центральную роль в космогонии (сотворении Вселенной): из макушки великана Имира был создан небосвод, из мозга – облака, а волосы превратились в деревья, кусты и травы. Германские племена насаживали такие останки на шест и вырезали на них руны, чтобы проклинать своих противников. А у кельтов, скифов и гуннов добытые в жестоком сражении мощи стали мерилом воинских успехов – их выставляли на входе в шатёр, подвешивали к лошадиной упряжи и поясам, чтобы души павших не нашли упокоения и вечно служили победителю.
В Римской империи череп олицетворял превратности Фортуны и неумолимое течение времени. Мозаиками и панно с такой тематикой отделывали пиршественные залы, купальни и даже публичные дома, чтобы их посетители ценили каждый миг жизни и наслаждались ею в полной мере. Аналогичный знак можно было увидеть и на знамёнах легионеров – там он напоминал о том, что не стоит слишком увлекаться мимолётным триумфом. Позже эту эмблему использовали почти во всех родах войск – пехоте, кавалерии, авиации, штурмовых, десантных и танковых частях – с посылом: «Мы гибнем, но слава наша бессмертна».
В Южной Америке череп – символ сакральной жертвы и семя, из которого произрастёт следующее поколение. В доколумбовой культуре ацтеков бытовали невероятные по размаху массовые жертвоприношения, при этом тела представляли собой всего лишь строительный материал – из отсеченных голов воздвигали частоколы-цомпантли, храмы и башни. Одну из них раскопали в самом центре Мехико (столицы Мексики): диаметром в 5, а высотой – в 4-5 метров. Похожие здания находили и в городе майя Чичен-Ица (был расположен на севере полуострова Юкатан) – самое крупное из них насчитывало 35 м в длину и 14 – в ширину.
Черепа, снятые с цомпантли и сложенные в подобие башни
Любопытно, что почти такие же постройки есть и в Европе – вот только черепа для них, разумеется, взяты от уже умерших людей. Это оссуарии (в буквальном переводе – «костницы») – склепы либо часовни, интерьер которых выполнен из скелетизированных останков для экономии пространства на кладбище. Самые знаменитые подобные достопримечательности – крипта капуцинов в Санта-Мария-делла-Кончеционе (Рим, Италия), готический монастырь в Седлеце (Чехия) и громадные катакомбы в Париже (там складированы фрагменты почти 6 миллионов тел!).
Крипта капуцинов в Санта-Мария-делла-Кончеционе (Рим, Италия) |
Катакомбы в Париже |
Готический монастырь в Седлеце (Чехия) |
Христианство – от первородного греха до модного атрибута
В богословии череп именуют «Адамовой головой» из-за апокрифической легенды о том, что прах первого человека упокоился на Голгофе (чьё название, вероятно, происходит от арамейского слова «гогульто» – «лобное место»). Спустя тысячелетия его омыла кровь Иисуса Христа, метафорически искупив древнюю скверну, поправ адские муки и забвение. Поэтому такой рисунок нередко присутствует на Распятиях, церковной утвари, монашеских уборах.
Средневековые теологи отождествляли череп со Святым Граалем – средоточием невинности, чистоты и благодати, а его утрата иллюстрировала изгнание из рая. Также он маркирует библейские сюжеты Страшного Суда и мотив «Пляски смерти», возникший после ужасной пандемии чумы в 1346-1535 гг. – только в Европе от неё скончалось до 60% населения. А ещё из голов местночтимых праведников делали кубки – якобы, испив из них, можно было исцелиться от эпилепсии, проказы, лихорадки.
В иконописи череп – обозначение отшельника, который отринул мирское ради духовного поиска и размышлений о бренности бытия. А в XVI-XVII ст. это толкование проникло и в светскую живопись Фландрии, Нидерландов, Испании и Франции, трансформировавшись в философию ванитас (от латинского термина «vanitas» – «тщета, чепуха, суетность»). Она была основана на стихе из Книги Екклесиаста (Ветхий Завет): «Суета сует – всё суета!» (Еккл. 1:2), где проповедник сетует на то, насколько мелкими и ничтожными кажутся человеческие свершения, планы и мечты в сравнении со всемогущим Господом. Каких бы высот не достиг полководец, учёный, король или поэт, погибель уравнивает всех, поэтому не следует слепо гнаться за удовольствиями. Чтобы оттенить подобные натюрморты, в них добавляли предметы со схожей трактовкой – увядающие цветы, перезрелые фрукты, разбитую посуду, погасшие свечи, мыльные пузыри, часы и медицинские инструменты.
У пуритан (ветвь протестантства, очень распространённая в Англии, а потом – в Америке) череп был едва ли не единственным дозволенным типом декора, ведь приверженцы данного вероисповедания яростно отрицали всяческую роскошь и излишества. Поэтому крылатые или окружённые солнечными лучами мёртвые головы украшали как надгробные камни, так и карманные хронометры, пряжки, булавки для галстуков, женские шкатулки и платки, символизируя грядущее воскресение и прощение всех прегрешений.
А вот в иных религиях диапазон интерпретирования гораздо шире. Скажем, у буддистов череп – источник эликсира бессмертия и элемент колеса Сансары (дороги, по которой душа проходит в стремлении избавиться от оков кармы). В зороастризме (учение, зиждущееся на откровении пророка Заратустры) такие останки населены опасными духами-дэвами, из-за чего их необходимо держать в мавзолеях без крыш. Индуисты, удаляясь в ашрам (обитель мудрецов, размещённую вдали от шумных поселений), брали с собой лишённую кожи голову, чтобы избежать искушений. А мусульмане относятся к мощам не менее уважительно, чем к живым людям, при этом веря, что по изгибающимся стыкам лицевых и затылочных костей можно читать судьбу.
Искусство, дизайн, промышленность – череп в XIX-XXI ст.
С наступлением эпохи Просвещения мрачная эмблема теряет былую сакральность. Её наносят на пиратские стяги, шевроны военных бригад, гербы тайных обществ и воровские укрытия. Но такая либерализация открыла путь для творчества многочисленных модерновых и постмодернистских художников, конструкторов, проектировщиков. К примеру, в произведениях Густава Климта череп – угроза, что не позволяет ощутить счастье и уничтожает надежду. Бельгийский график Джеймс Энсор заменял персонажей скелетами и карнавальными масками, чтобы подчеркнуть карикатурность социальных ролей. Баталист Василий Верещагин на полотне «Апофеоз войны» (оно же – «Торжество Тамерлана») изобразил пирамиду из высушенных Солнцем голов на фоне руин и выжженной степи, посвятив её «завоевателям – прошедшим, настоящим и будущим». А индиец Субодх Гупта соорудил стилизованные мощи из посуды и кухонных устройств, пытаясь выразить бессмысленность общества потребления.
Густав Климт. Жизнь и Смерть
Из-за усовершенствования технологий появилась необходимость в условных обозначениях для разных производств. Схематический эскиз черепа с костями сразу же наводил на мысли об опасности, поэтому им стали отмечать ядовитые и радиоактивные субстанции, высокое напряжение, быстро движущиеся станки, режимные предприятия, требующие постоянной бдительности.
Во второй половине ХХ ст. череп воспринимался как слегка вызывающий оригинальный аксессуар, что носят панки, байкеры, рокеры либо готы. Этот стереотип переломили коллекции «haute couture» – элитные модельеры никак не могли упустить такой шанс разнообразить одежду. Подобные принты, вышивки, логотипы и аппликации есть на премиальных вещах от Ralph Lauren, Alexander McQueen, Philipp Plein.
Кому нужны украшения с черепом и как они влияют на хозяина?
Как правило, такие изделия предпочитают вдумчивые, решительные, незаурядные персоны, которые уверены в себе и не боятся чужого осуждения. Они чётко понимают свои ценности и приоритеты и готовы их отстаивать. Эти индивиды харизматичны, эрудированы, рассудительны и осторожны, умеют анализировать события и поступать в соответствии с быстро меняющейся обстановкой. А если они и поколеблются в какой-то момент, на помощь придёт тщательно выбранный оберег!
Впрочем, у чудесных произведений есть и другие эффекты. Они умиротворяют, успокаивают, дарят стойкость, отвагу и предусмотрительность, подсказывают верные действия в сложных ситуациях, повышают интуицию и снижают тревожность. С такими аксессуарами Вам не грозят мигрени, болезни зубов и глаз, воспаления нервов, депрессия, бессонница и внезапные перепады эмоций. Кроме того, владелец тоже способен наделить амулет уникальным смыслом – от неких личных переживаний до философских воззрений. Только Вам решать, что будет значить любимое украшение.
Популярные товары
А купить кольцо с черепом, колье либо браслет, выполненные вручную из натуральных солнечных самоцветов, оленьего рога, родированного или позолоченного серебра 925 пробы, Вы можете в нашем интернет-каталоге или официальных магазинах в Украине!
Спасибо за Ваш голос